Привет Хибины! Поход. День 1

8:04, +14 С, мелкий дождь
Туда не занесет
Ни лифт, ни вертолет,
Там не помогут важные бумаги.
Туда, мой друг, – пешком,
И только с рюкзаком,
И лишь в сопровождении отваги.
Ю.Визбор
Снялись с поезда, причем стоял туман и проводница не была уверена, что то место где мы сходим, а именно станция Имандра, благо мои воспоминания 14-летней давности не позволили нас сбить с толку. Зато она отменно впарила нам по стакану кофею, типа ссылаясь на выполнение плана и прочую муть…

Кофе был так себе, но не лишним, учитывая то, что я всю ночь стоял на стреме, просыпаясь каждый час, как бы не проехать нашу остановку.
Уже ночью просыпаясь от дующего ветра с окна в спину я осознала, что юг находиться явно в другой стороне и сегодня мы примем ванну из смеси холодного ветра и дождя. И что же, взглянув в окно, стало понятно, что "к гадалке не ходи" всё так и будет. Имандра встретила нас моросью, туманом, ветром и серым неподающим надежды на солнце небом. Короче фигня полная. Возникла мысль: где была моя голова когда я согласилась на эту авантюру.
Снявшись с поезда, мы двинули к обезъяньему мосту, который видели, когда переезжали Гольцовку. Попутно дойдя до более менее подходящего места, на берегу оз.Имандра, мы развернули мини лагерь, где пофоткались и уравновесили наши рюкзаки, ибо тащить 43 кг в гору меня совсем не перло 🙂
Вылезли из вагона, мы поняли, что вот он полный пипец, и получение кайфа от предстоящего похода началось полным ходом. Экстаз посетил нас, когда мы дружно одели рюкзаки и попехали по путям. Было еще тепло (я даже это помню это ощущение!), потому что вагонное тепло нас не покинуло первые двадцать секунд. Еще в поезде все одели супер боты, шапки нацепили, а дальше решили пройтись и осмотреться, потому что все равно намечалось полное раскладывание продуктов, которые остались из запасов на поезд.
Как-то сразу нарисовалась очередность движения, первый двинул Антоха, как самый уравновешенный, затем Миха, видимо чтобы лавры проводника у него отобрать не смогли, затем тащилась я, потом Динка, и замыкал Серега. Станция Имандра, на которой мы вышли представляла собой, три домика, не подававших признаков жизни, и несколько составов, а больше там не было ничего. Ни людей, ни животных! Отойдя немного, мы сразу же окунулись в природу Кольского полуострова. Везде были маленькие деревья, куча ягод и грибов.
Сразу захотелось собирать и ягоды, и грибы, что с безумными криками стала делать Дина. Мужские нервы вылились в злую иронию, что мол "посмотрим как ты к концу дня захочешь их собирать". Реально в тот момент, мне показалось что запахло жареной картошкой с грибами – так аппетитно выглядели грибы. Природа обалденная, очень напоминает Камчатку (я там прожила несколько лет), такая же каменистая, горные речки, словно сошли из фильма, красивые пейзажи – вот те положительные эмоции, которые забивали весь негатив который на нас пролило небо.
После этого, мы уверенно двинули к Гольцовке, которую удачно форсировали, но самые сложности только начиналисЬ. в связи с тем, что стоял туман и видимость составляла не более 50-70 м мы абсолютно не видели ни одного склона, поэтому шли по ориентирам, которые я помнил и про которые я читал в отчетах 🙂 Поднялись до ЛЭП, а затем пошли вдоль ЛЭП до тракторной дороги, которая проходила мимо озера (оно было чуть ниже дороги), для начала мы свернули к озеру и попытались выяснить, куда и что ведет, вокруг озера было здорово утоптано, как будто там пробежало стадо мамонтов 🙂

Добавив еще несколько следов мы приняли решение двинуть по дороге наверх, благо дорогу пересекал ручей, который судя по карте вел в ущелье Крест… Но мы злостно обломались, только сейчас, сидя над отчетом, я понимаю как мы лоханулись и в то же время абсолютно не понимаю, как можно было столь грубо ошибиться… Итак пройдя по дороге, которая нас вывела на заболоченную местность, мы поняли, что нам надо двигать выше и желательно по ручью, мы вернулись к ручью, отыскали чуть заметную тропинку и двинули по ней вверх.

Мы стали блуждать, чтобы выйти к ущелью: мы пробирались сквозь заросли, затем вышли на тропинку, если можно было так ее обозвать. Приходилось идти по кустарникам и мхам вперемешку, которые образуют при дожде болото и, наступая на эту адскую смесь, ты проваливаешься в воду! Но наши боты всех спасли (лично у меня сухие ступни были в течение всего похода).
Когда мы уже порядочно забрались, мы решили типа разведать местность и оказалось, что рядом с нами обрыв, т.е. мы стоим на стенке входа в ущелье! 🙂
Сначало мы подумали, что это наконец-то долгожданный Крест, и спустившись двинули по нему, какого же было наше удивление, когда пройдя порядочное расстояние мы обнаружили, что ущелье не кончается, а более того, поворачивает направо, но это все фигня по сравнению с тем, что ожидая окончание ущелья и уже буквально видя "свет в конце тоннеля", мы наткнулись на снежник высотой ~10-15 м, причем под ним журчала вода, а провалится на пару метров вниз и сломать пару ног в самом начале похода не очень хотелось то…
От участников стали поступать самы противоречивые мнения, Катька невзирая на опасность первой пошла на снежник и сделав пару ступенек вернулась, со словами что это вполне реально, дальше за дело взялись профессионалы в моем лице, я бодро поднялся по катькиным следам попутно нарубив еще десяток ступенек, после чего вышел на вершину снежника откуда щелкнул все присутствующих на фотик 🙂
Да уж совершенно неожиданно выросла ледяная стена, которую с трудом представлялось обойти, потому что пришлось бы обходить и подниматься на скалы. Но мы упертые туристы, и так как силы еще были, мы влезли вместе с рюкзаками на ледяную глыбу. Усталость пока не стала нас душить, да и чувство покоя перерастало в чувство огромного холода. Поэтому "наточив лыжи" вперед и только вперед! Короче для нас это была очередная мелочь.
Попытки ориентироваться по компасу ни к чему не привели, ибо везде всякие руды и компас колбасило неподетски +\- 15 гр, что вообще не давал возможности хоть как-нибудь сорентироваться. Пару раз моросил дождь, но мы все мокрые и холодные продолжали свой нелегкий путь по мокрым камням к назначенной цели… Пройдя еще немного мы наткнулись на развилку и тут стало ясно, что это уже не Крест, а Аку-Аку…
А мы всё шли, не пугали нас ни огромные лужи, которые с трудом удавалось обойти, ни насыпи, ни скользкие камни. Короче, никакая мутотень не смогла удержать "безумство пятерых". Я нашла маленькую птичку со сломанным крылом, но не стала ее трогать и пугать. Однако это сделал Миха, взяв ее, он с видом дипломированного ботаника (в этот момент захотелось отдать ему свои очки) направился в сторону рюкзаков. Со слов Михи стало известно, что его желание накормить птицу хлебом, та не оценила, и всем своим видом заявила, что отказывается клевать цивилизованную пищу – дикая природа короче. 🙂
Идя по ущелью я увидел конкретного представителя здешных полезных ископаемых, а именно громадный бульник и встав около него, голосом диктора первого канала, который проводит разъяснительную беседу населению, я провещал: "Это апатит!", на что Антон подняв кусок лыжи, так же важно заметил: "А это лыжи!". Все дружно загоготали :)))
Точно, видимо фантазия каждого нарисовала романтичный финал романа лыжника и апатита.
Первая мысль – проскочили Крест. С одной стороны ничего страшного в этом не было, ибо в это ущелье мы и шли, жаль только было, что пропустили Крест, ну да ладно, не возвращаться же! 🙂 (Глядя сейчас на карту я отчетливо вижу, что мы все же ПРОШЛИ КРЕСТ, вот только когда он кончился? Видимо когда мы увидев перед собой вершину свернули на право, по крайней мере так говорит моя пятисотка, которой в походе к сожалению с нами не было) К тому моменту мы уже накрутили на нашем одометре порядка 8-10 км, уж мы с Антохой точно, поскольку бегали в зад-вперед в тумане в поисках нужного пути 🙂 Следующим пунктом нашей программы был ручей Юмъекорруай, в долине которого планировалась стоянка и оттудова взлет на наш первый перевал Юмъекорр. Странности продолжались.
Марафонцы по сравнению с нами отдыхают, но мы-то нет. Все ждали обеда, там чайку горяченького и какой-нить хавчик, но в тот день нам это не светило. Мы прошли целый день даже не перекусив, столько накопленной энергии было неистраченно. Поэтому пехали, как злостные завоеватели мира. Мы втюхались в ущелье, ожидав через несколько минут, максимум час выйти к месту обеда, но ущелье не кончалось. Популярную песню "дерево…а за деревом дерево…", хочется переиначить на хибинский мотив "горка…а за горкой горка…". Потому что за каждой новой преодоленной горкой, следовала новая – оптимизм таял. 🙂
Поскольку никто из нас раньше в этом ущелье не был, то определить ручей мы не смогли, просто по тому, что мы его не видели. В паре мест мы слышали воду журчащую под камнями и не более того и неожиданно мы уперлись в конец ущелья, кругом были стенки и только справа был более-менее доступный подъем. Второй косяк за день, а ведь это только первый день! 🙂 Время было 14:00, а выбросились мы с поезда в 7:15, т.е. перли мы как танки на курской дуге, вскоре усталость начала проявляться – Дина подскользнулась на мокром камне, результат – ушиб правого колена, расцарапано левое колено, ушиб и царапина на голове. Все оперативно подоставали аптечки и оказали все необходимую помощь. Минут через 20 полезли опять за аптечкой – навернулась Катька. Стало ясно, что народ реально устал и пора искать точку для парковки на ночь.
А мы всё шли. И тут начался "падеж лошадей". Реально мне стало не по себе, когда упала Дина, достаточно нехило упала. Обработав ей раны, и удостоверившись что она может идти, мы пошли дальше. Буквально сразу я тоже грохнулась, но маленькая царапина из цикла "здравствуй детство" не стоило особого внимания. Но мысль что народ устал, пришла в наши здравые умы, и в ум главного проводника – туман оказывается не всё затуманил. 🙂
Побросав рюкзаки, мы с Катькой и Антохой двинули вверх по склону в поисках места, метров через 250-300 мы увидели местечко с кострищем и заготовленными дровами.
Мы двинули на разведку, достаточно стремно когда ты идешь, а видать-то всего с гулькин нос. Туман был везде, реально, если бы я пошла одна, то заблудилась, поэтому как маленький мамонтенок я следовала за ребятами и не отставала от них ни на шаг. Как они умудрялись ориентироваться для меня загадка, куда ни глянь везде один и тот же пейзаж. Осознав что в тумане путь прояснению не подлежит, мы решили сделать стоянку. Мы нашли место, прямо скажем не фонтан: прямо на горе, рядышком ледник, вода из ближайшей огромной лужи, несколько берез, и ветродуй еще тот, но за неимением другого решили парковаться здесь.
Вернувшись за Диной и Серегой, которые охраняли наши рюкзаки в ущелье от одичавших туристов, мы выдвинулись на подмеченную поляну. Поставив палатки и набрав еще немного дров, мы попытались разжечь костер. После 40 минут все поняли, что это дерьмовая идея. Посему накатив по 50 г огненной воды, мы достали газовые горелки и принялись готовить ужин – гречку с тушенкой.
Костер мы так и не развели, и погреться потуристки у огня не получилось. Помучавшись довольно большое количество времени, ребята поставили горелки. Произошло автоматическое разделение труда, я так мыслю всех устраивавшее: ребята больше по тяжелой работе, а девчонки по хозяйственной части. Надо отдать должное Дине, в ужасных условиях приготовила наскоро гречку с тушенкой, которую мы с большим удовольствием поедали.

Поэтому обязанности повара свалились на ее хрупкие плечи, а я стала ходить у нее в помощниках: посудку помыть, порезать че-нить, почистить, прибраться малек – в общем сложилось всё нормуль. Кстати перед едой просто насильно влили в каждого эту противную и ненавистную водку. Но как оказалось впоследствии что эта байда сыграла свое дело. Никто из нас в течение всего похода не заболел. Ну че спирт форева! 🙂

Вокруг стоял туман, видимость по прежнему была около 50-70 м, посему мы до сих пор точно не могли определить свое местоположение. Единственное, что было ясно, что мы шли по Аку-Аку (а то что стало ясно сейчас – мы прошли его до середины), но то что мы видели в реалии, не шибко совпадало с картой, посему карта была прозвана "пачкой беломора" и впоследствии мы старались туда поменьше заглядывать. 🙂
Мы все залезли по палаткам, потому что холод пронизывал до костей, а мокрая насквозь одежда усугубляла положение. Я оказалась в палатке вместе с Михой и Антохой, которые усердно выясняли наше местоположение, неоднократно перечитывая отчеты других туристов и по сотому разу заглядывая в карту, которую умняшка Миха даже не заламинировал (ну или хотя бы обернул в полиэтилен), и карта уже в первый день представляла жуткое зрелище, че там ваще можно было увидеть?! 🙂
Выпив кофею, все забрались в пока еще сухие спальники и принялись строчить дневники. Катька писала в одном углу палатки, я в другом. Ложимся спать с верой в хорошую погоду и то, что солнце нас не покинет. 🙂
Первые строки дневника: "лежу в палатке в мокрых штанах, сопли ручьем, на башке шапка, и получаю кайф от поступающего тепла от спальника. Внутри спальника валяются мокрые носки, которые упорно надеюсь высушить вместе со штанами, но надежда тает с каждой минутой. Как итог: мокро, холодно и сыро, но безумно красиво и интересно, чем вся эта байда закончится". Мы, полные сил, ударили пробегом по этим красивым местам, чтобы пройти к скалам и к ущелью, и заблудились, даже сидя в палатке мы не знали, где находимся. Не ну придурки?! 🙂
Итоги дня: Пройдено порядка 13-15 км, значительных травм нет, погода фиговая, настроение приподнятое! 🙂